БЕСПЛОДИЕ: ПРИГОВОР ИЛИ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ?

«Я жду ребенка!..» Вряд ли еще найдется фраза, по эмоциональной силе сходная с этой. Сколько в ней счастья и смятения, волнения и новизны, страха перед неизведанным и радости ожидания! Какая женщина ни мечтает когда-нибудь с гордостью произнести эти слова!

Вероятность наступления беременности у женщины при регулярной половой жизни и полном здоровье обоих супругов составляет 15-25% в каждом менструальном цикле, поэтому большинство супружеских пар реализуют возможность зачатия в течение года. Если же все эти условия соблюдены, а беременность не наступила в течение одного года, следует задуматься о возможности бесплодия и, обратившись в профильное учреждение, имеющее опыт работы в данной области, начать обследование. Чем раньше Вы начнете действовать, тем больше у Вас шансов на успех.

Для успешного зачатия необходимы следующие условия:

• созревание и выход яйцеклетки из яичника женщины (овуляция);
  • наличие у мужчины достаточного количества подвижных сперматозоидов, способных проникнуть в маточные трубы женщины и оплодотворить там яйцеклетку;
  • наличие маточных труб (места, куда попадает яйцеклетка после своего выхода из яичника и где происходит встреча сперматозоида с ней) и их проходимость;
  • способность матки принять оплодотворенную яйцеклетку.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) различают 16 причин мужского и 22 причины женского бесплодия. На долю мужского бесплодия приходится около 30 % бесплодных браков. При этом нормальная половая потенция мужчины не является доказательством его фертильности (т.е., способности к воспроизводству потомства), так как половой акт – лишь процесс, обеспечивающий попадание мужского семени в половые пути женщины, в то время как способность к зачатию определяется качеством и количеством сперматозоидов. А в 40 % случаев причинами бесплодия являются заболевания обоих супругов, поэтому обследование с целью выявления причин бесплодия должно быть совместным: женщину ведет врач гинеколог, мужчину – андролог. Очень редкой формой бесплодия (3%) является иммунологическая несовместимость, когда в организме женщине вырабатываются антитела против сперматозоидов.

Бесплодие может быть как первичным (если у женщины никогда не было беременности), так и вторичным (когда у женщины была хоть одна беременность, независимо от того, чем она закончилась: родами, абортом, выкидышем или внематочной беременностью).

С одной стороны, лечение бесплодия – процесс продолжительный и требует настойчивости и терпения, как от пациента, так и от врача. С другой стороны, сегодня существуют определенные схемы и четкие сроки обследования и лечения супружеской пары, страдающей бесплодием.

Процедура обследования обычно не должна превышать 6 месяцев. Обследование на предмет бесплодия специфическое, часто оно включает больше методов, чем если бы пара просто обследовалась на предмет здоровья. В него входят УЗИ гинекологическое и УЗ-контроль за ростом и выходом яйцеклетки, гормональные обследования, проверка проходимости маточных труб с помощью рентгеновского исследования, лабораторное исследование спермы и другие. В ряде случаев могут потребоваться дополнительные методы диагностики (гистероскопия (осмотр полости матки) и лапароскопия (осмотр матки, маточных труб, яичников и соседних органов путем вхождения в брюшную полость специальным аппаратом)).

На лечение бесплодия гормональными, хирургическими и другими методами отводится 1-2 года, если же они оказываются неэффективными, то супружеской паре может быть предложено пройти процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО – «дитя в пробирке»), когда процесс оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом проводится вне организма женщины, «в пробирке», а затем полученный эмбрион (зародыш) переносится в естественную для его развития среду – в полость матки; после чего женщина вынашивает беременность, как обычно. ЭКО было создано в 1978 году для лечения бесплодия, связанного с отсутствием или непроходимостью маточных труб, в России оно успешно применяется с 1986 г. В настоящее же  время с помощью ЭКО могут эффективно лечиться практически все формы бесплодия.

Конечно, вышеизложенная информация общая и не должна заменить  профессиональные рекомендации врача, которые индивидуальны для каждой пары, но пусть она придаст Вам большую уверенность и оптимизм, позволит иначе взглянуть на проблему бесплодия. Если же Вы приняли важное решение – преодолеть эту проблему вместе с врачами специалистами по бесплодию, мы ждем Вас в нашей клинике. Здесь вы сможете не только установить причину бесплодия и получить квалифицированную  помощь по его лечению современными методами, но и пройти подготовку к процедуре ЭКО, если таковая планируется.

Пусть удача сопутствует Вам!

С искренними пожеланиями добра, любви и здоровья Шаталова В.В.